Как продать готовый бизнес: понятная инструкция, разбитая на череду этапов

Для выгодной или быстрой продажи потребуется наведение порядка в документации, приведение в порядок активов, назначение адекватной цены и поиск подходящего покупателя. Все это можно и нужно реализовать, следуя понятной инструкции, разбитой на череду этапов, выполнение которых приведет к решению вопроса как продать готовый бизнес на самых выгодных условиях.

Содержание:

  1. Этап 1. Подготовка отчетности
  2. Этап 2. Сбор регистрационных документов
  3. Этап 3. Разбор активов
  4. Этап 4. Назначение цены
  5. Этап 5. Заинтересованные лица
  6. Этап 6. Поиск покупателя
  7. Этап 7. Переговоры
  8. Этап 8. Собственно сделка
  9. Этап 9. Уплата налогов

Этап 1. Подготовка отчетности

Сбор отчетности и анализ текущего состояния дел необходим. Без отчетных документов при продаже небольших и средних предприятий, не составляющих отчеты, кроме тех, что требует налоговая, стоимость снижается на 90%.

Собственнику компании следует привести в порядок бумаги за период предыдущего календарного года, это как минимум, и представить сведения в виде отчетности по:

  • обороту;
  • чистой прибыли;
  • фонду оплаты труда;
  • данным о клиентском пути;
  • финансам (может быть представлено выпиской с эквайринга);
  • распределению расходов по таким категориям как аренда, приобретение сырьевой основы и материалов, расходов на виртуальные сервисы и пр.

Чтобы быстро и выгодно продать организацию необходимо провести подтверждение расходов и доходов, которые подкрепляются документами на бумажном носителе. Это могут быть банковские выписки, чеки и налоговые выписки. Неподтвержденные расходы снижают цену бизнеса.

Все собранные сведения необходимо подвергнуть визуализации. Это достигается путем построения графиков и предоставлением фото. Создается презентация, позволяющая купить и продать готовый бизнес и доносящая в более простом виде до потенциального покупателя значительный объем данных.

Этап 2. Сбор регистрационных документов

Необходимая учредительная документация, необходимая для осуществления сделки, зависит от того, какую правовую форму имеет бизнес – общество с ограниченной ответственностью (ООО) или же индивидуальный предприниматель (ИП). Форма ИП позволяет не готовить и не передавать учредительную документацию. Покупатель в этом случае не сможет воспользоваться данными иного ИП. Придется лишь пройти процедуру регистрации нового ИП, уже на свое имя.

Оперативное открытие ИП доступно в специализированных сервисах. Здесь специалисты подготовят необходимые документы, помогут грамотно разобраться с налогообложением, уплатят пошлину и сходят сами к налоговикам. Они оказывают содействие и при аренде коммерческой недвижимости, подбирая самый выгодный вариант.

В случае продажи ООО или иного вида организации, покупающей стороне в обязательном порядке понадобится перечень документов, предстающий в виде:

  • устава;
  • свидетельства о прохождении регистрации;
  • ИНН;
  • выписки из ЕГРЮЛ;
  • списка участников;
  • решения или протокола собрания учредителей на тему продажи их долей.

Этап 3. Разбор активов

Передавая бизнес, новому владельцу также «отдаются» и активы, к которым причисляется сайт, заведенные аккаунты в соцсетях, интеллектуальные права на название компании, ее логотип, фото и прочий контент, оборудование, остаток товара, перечень контрагентов, содержащий контактные данные поставщиков, фирм-посредников, партнеров.

Бывают случаи, когда передается и помещение, в котором располагается бизнес. Разумеется, если оно не арендуется. Очень часто собственники недвижимости выходят из владения предприятием, становясь арендодателями для нового собственника.

Составляется список активов, выполняется их оценка, каждого по отдельности, собираются пароли и сопроводительная документация.

Этап 4. Назначение цены

Оценить свое дело нужно не питая чрезмерных иллюзий. Нужно постараться избежать заблуждения, что покупатель оплатит все то, что было вложено на развитие. Если вложено многое, а прибыль ушла в ноль, то и продать втридорога не получится.

Назначение адекватной стоимости за ИП магазин или ООО производится при использовании доходного и сравнительного способов оценки.

При доходном способе, наиболее понятном и распространенном, цена бизнеса рассчитывается, как его чистая прибыль, помноженная на двенадцать месяцев окупаемости. В полученную цифру вводится корректирующая поправка, показывающая можно ли еще более развить дело. Если да, то цена повышается на дополнительные 20%.

При сравнительном методе ведется поиск схожих структур, имеющих аналогичные параметры, и так устанавливается примерная стоимость. Это позволяет убедиться, что рассчитанная доходным методом цена — самая выгодная.

Этап 5. Заинтересованные лица

Закончив подготовку к продаже, необходимо известить всех, кому покупка бизнеса может быть интересна. Сделать это следует заранее. В обязательном порядке ставятся в известность:

  • арендодатель; он дает свое согласие на заключение договорных отношений с новым владельцем;
  • сотрудники; им нужно донести информацию в корректной форме; разъяснить, что смена владельца никак не повлияет на трудоустройство; сделать это лучше всего в рамках коллективного собрания, подробно ответив на все задаваемые вопросы;
  • контрагенты; безусловно, поставщики, посредники и иные причастные организации должны знать, что бизнес переходит во владении иному собственнику; им нужно будет перезаключать договора и заново проводить процедуру обсуждения условий взаимовыгодного взаимодействия.

Этап 6. Поиск покупателя

Для определения с потенциальным покупателем возникает вопрос с чего начать, на который ответить не так и просто. Прежде всего, необходимо составить его портрет, определиться со стратегией продажи и наметить ее каналы.

Важно определиться с полом, возрастом, опытом и ценностью в бизнесе, важной для будущего владельца. К примеру, автомобильной мастерской заинтересуется мужчина, чей возраст превышает 35 лет, имеющий собственное авто, живущий или работающий поблизости. А вот салон красоты скорее всего заинтересует женщину, которой за 30, разбирающуюся в уходовых процедурах, имеющую опыт в управлении схожим делом.

Зачастую предприниматели выбирают одну из стратегий продаж: либо подороже, либо побыстрее. Одно исключает другое. Для получения хорошей цены за продаваемый объект его нужно как следует подготовить: скомпоновать торговое предложение, снабдив его фото и видео, создать эффектную презентацию и пр. Быстрой реализации может помочь снижение стоимости.

Продажа может быть совершена своими силами или с привлечением услуг торгового брокера. Последний за свои труды возьмет примерно 15% от суммы, в которую оценен бизнес. При самостоятельной продаже размещаются объявления на электронных досках объявлений, например, на Авито, или на специализированных площадках, таких как «Бизторг». Нужно приготовиться к большому объему телефонных звонков от покупателей, которые в большинстве случаев окажутся пустышками, отнимающими время.

Этап 7. Переговоры

Телефонные переговоры завершаются личным посещением. Люди предварительно оговаривают время своего прихода или действуют под видом тайного покупателя. К этому нужно быть готовым и предупредить персонал о неразглашении конфиденциальной информации без ведома владельца. Выявленные недостатки способны понизить стоимость.

Разумным ходом будет узнать планы потенциального покупателя, то есть, в каком порядке он хочет осмотреть интересующий его объект и каким образом планируется продолжение переговоров.

Этап 8. Собственно сделка

Специфика формы бизнеса обуславливает сделку по его купле-продаже. Так, при продаже ИП подготавливается договор купли-продажи активов, производится увольнение персонала с последующим их приемом на работу в уже новое ИП. Подобное под силу штатному юристу и бухгалтеру.

При реализации ООО или иной формы бизнеса сделка оформляется посредством продажи доли. Здесь много тонкостей, поэтому покупку-продажу лучше доверить юристу, специализирующемуся на подобных делах.

Этап 9. Уплата налогов

После завершения сделки следует обязательно уплатить налоги. Их разновидность и величина зависят от организационно-правовой формы продающей стороны. ИП придется уплатить НДФЛ в размере 13%, а компании – 20% налога, начисляемого на прибыль. Система налогообложения играет не последнюю роль: при общей системе происходит выплата НДС в размере 20%.

Сложные схемы продаж могут происходить с участием дарственных или же по документации о залоге. В таких случаях заплатить придется и иные налоги.

Случается, обходится и без налоговых выплат. Это возможно, если продавец обладал долей в компании свыше пяти лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Если Вы не бот решите задачку? *

AliExpress RU&CIS NEW