Как правильно ставить ударения в словах: принципы и тенденции

Здравствуйте, друзья. Вы знаете, сколько сегодня людей делают различные ошибки в текстах, чаще всего страдает орфография. Но и в речи нередко допускаются недочёты, особенно в ударениях. Возможно, где-то в глубинках это не имеет большого значения. Но если так неграмотно общаться в крупных городах и в деловой среде, можно ухудшить себе репутацию. И решение одно – необходимо знать, как правильно ставить ударения в словах. И данная статья станет помощником в разборе этой дилеммы. Здесь изложены принципы корректного построения слов и ударений в них, приведены некоторые образцы.

Сама необходимость

Грамотная речь в определённой степени отражает уровень интеллекта. И когда человек корректно расставляет ударения, располагает к себе собеседников. Такой навык полезен и лекторам, выступающим перед значительной аудиторией, и гражданам, проходящим собеседование или продающим свои услуги.

Например, кондитер выпекает соответствующие изделия, но некорректно размещает ударения в слове торты (неверно — на второй слог), то образуются сомнения в его профессионализме. При этом его выпечка может быть истинным шедевром.

Грамотно звуковое произношение и размещение акцентов в словах – это прерогатива орфоэпии. Это наука, следящая за тем, как люди разговаривают. И если в бытовом и дружеском общении орфоэпические недочёты нивелируются, то в деловой среде могут принести немало сложностей.

И последствия неверно использованных ударений таковы:

  1. Искажение речи говорящего человека.
  2. Портится красота выражений.
  3. Ускользает логическая цепочка общения.

Поэтому не стоит игнорировать правильное ударение, а при наличии орфоэпических ошибок, нужно оперативно их устранять.

Грамотное развитие

Оно начинается ещё с детского сада, но более тщательно прорабатывается в начальных классах. И если дети что-то не усваивают на этих стадиях, в дальнейшем им становится тяжелее в обучении.

Когда ребёнок в 1 классе научить его проще в игровом формате. И для этого есть ряд упражнений:

1-е. «Зов». Ученик «зовёт» слово, протягивает его произношение, например «па-а-па», «мед-ве-е-е-дь». Тянущаяся гласная и есть ударная.

Для проверки корректности поставленного акцента стоит попросить ребёнка вытянуть другую гласную и спросить, так ли это слово звучит в повседневности.

2-е. «Угадайка». Педагог умышленно коверкает ударения в словах, например «каретА». Ученик должен отгадать, что это за словечко, и поставить правильный ударный акцент.

3-е. «Крик». Когда ученик пытается сказать все слоги, распевая, например «бууу-тыы-лкааа», перед ним ставится другая задача – сказать это же слово шёпотом, а потом прокричать.

Обычно дети шепчут слово с корректным ударением, реже делают это на стадии крика. Акцентированный слог сам немного протягивается.

4-е. «Перебор». Ученик делает ударным все слоги в слове, после чего выбирает правильную версию, звучащую естественно.

Конечно же, изучаются и правила русского языка, и выделяются для учеников основные моменты:

Есть несколько моментов, на которые нужно обратить внимание ребёнка:

  1. На согласном звуке нет ударения никогда. Только гласные становятся ударными или безударными.
  2. Ё – всегда акцентированная. Если с неё начинается слово, то она может отражать сразу пару звуков, например «ёлка» — [й` о]. Если она размещается в середине, отображает один звук, например «Алёша» — [о].

Фактор омографов

Без их освоения невозможно представить полноценное обучение. Это слова, пишущиеся одинаково, но произносящиеся по-разному из-за акцентов на различные слоги. Ещё они имеются различные трактовки.

Их примеры изложены далее:

  • зАмок и замОк;
  • дУхи и духИ;
  • бЕлки и белкИ;
  • Орган и оргАн;
  • мУка и мукА;
  • крУжки и кружкИ;
  • Угольный и угОльный;
  • хлОпок и хлопОк;
  • жАркое и жаркОе;
  • вИски и вискИ.

Ученики должны закрепить, что оба варианта ударений верные, и меняется значение слов и логика их употребления. Например, для выпечки нужна «мукА», а сидеть на холоде – это «мУка».

Двойное ударение

Оно довольно распространено в русском языке. И подобные случаи называют акцентологическими. И некоторые такие слова являются литературными: кАмфара, одноврЕмЕнно, начЕркать, кашИца и др.

Есть и совершенно некорректные акценты, часто произносимые в социуме: килОметр, Алкоголь, договор и квартал (ударные – первые слоги в неграмотной версии, в правильном варианте — последние).

Особо выделяется глагол – «звонить» и его формы. В быту нередко акцентируется первый слог. Это неверно. И в начальной ипостаси и при изменениях конфигурации слова, всегда ударная последняя гласная.

И звонит, и позвонит, и звонишь, и позвонишь – только заключительный слог с ударением.

Когда попадает слово, имеющее двойной акцент, необходимо выяснить, какая его версия литературная. Порой в словарях из двух равных ударений одно в приоритете.

Причина этому такова: к сотрудникам радио и ТВ предъявляются более жёсткие критерии, чем для прочих граждан. В эфире ведущий должен говорить без ошибок и придерживаться единого стиля. Это политика действует ещё со времён СССР.

Например, сотрудник СМИ должен говорить творог, делая ударным последний слог. В народе распространено звучание с акцентированным начальным слогом. Иногда, словари для журналистов содержат лишь одну версию произношения. В других же источниках есть двойной акцент.

Подвижные ударные варианты

Они при изменении словоформы перемещаются. В начальном изложении акцент был на одном слоге, затем оказался на другом. Образцы:

  • могУ – мОгут;
  • головА – гОловы;
  • глУхи – глухА;

Особая сложность возникает у глаголов женского рода в прошедшем времени. Во многих акцентирован корень или суффикс. Но есть исключения, в них ударный заключительный слог. Список образцов:

  • брала;
  • врала;
  • звала;
  • гнала;
  • пила;
  • ждала;
  • отдала.

В других формах акцентированным получает корень: врАли, ждАли, пИли и др. Часто ученикам задаются специальные упражнения на построение слова с корректным ударением.

У таких корней отмечается ещё одна специфика. При добавлении к некоторым их представителям приставки, акцент смещается именно на неё: прИбыл, сОздал, дОжил.

В категории слов с двигающимся ударением есть одно исключение, которое люди часто произносят неверно – красивее.

Акцент здесь по аналогии с «умнее», «слабее» «светлее» ставится на предпоследнюю «е». Но это ошибка. Ударная – «и». И она никогда не смещается. Для закрепления помогает мнемоническое двустишие:

Девушка счастлИвее,

Когда в ней душа красИвее.

Иностранные гости

Не секрет, что в русском есть заимствования из других языков. И по поводу ударений в них отсутствуют жёсткие правила. Но есть два строгих принципа для соблюдения:

  1. Касается слов из английского. Акцент в оригинально изложении на первом слоге, в русском – смещается к середине: «пенАльти», «троллЕйбус» и др.
  2. Гости из Франции. В этом языке ударение преимущественно на последних слогах. В русском эта тенденция сохраняется: абсУрд, абажУр, декОр и т.д.

В любой затруднительной ситуации помогают словари и дополнительные занятия у педагога.

Эти и прочие тенденции, касающиеся ударений, затрагиваются и на ЕГЭ. И пробелы в знаниях, допущенные даже в начальной школе, могут негативно повлиять на общие результаты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Если Вы не бот решите задачку? *